Сейды

На вопрос, что означает сейд, современные саамы дают весьма неопределенные ответы: Это камень такой, как будто человек ; Сейдом у нас раньше считали такие камни, как будто в них что-то было ; Глупые были, вот и молились сейдам. Камень и камень, ничего в нем нет. Однако, хорошо помогали: и рыб, и зверя, и птиц помногу доставали . 

Еще и до сих пор в любом селении укажут на два-три камня, считавшиеся сейдами. Иногда указывают, как на сейд, на гору, хотя сейдом, вероятно,была не гора, а камень на ней. 

Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. Само слово сейд этимологически увязывается с обозначением селения, может быть, рода – спит . Обстоятельства окаменения – испуг от неожиданного окрика, гнев на родственников или единственный выход при преследовании врагов. 

Окаменение, как следствие волшебных чар более сильных колдунов, встречается реже в преданиях. Есть основания полагать, что распространение сейдов зависело от распространения охотничьих и рыболовных угодий. Есть упоминания, что с возникновением оленеводства благодетельное влияние сейдов распространено также и н астада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблиз ирыболовных и охотничьих угодий саамов. 

Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами. По мере дробления родовыхугодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания.Прежде всего человек считается с интересами сейда. Сейд не только требует уважения к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду. Соблюдение тишины, безусловное воздержание от ругани и даже шуток – повсеместно распространенные правила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу,любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу,помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но такжеи болезнями и даже смертью. 

В. Визе 
1. Kaaba kintsch 
На Нюде-реке есть камень — сейд, обладающий, по верованию лопарей того места, чудодейственной силой. Один из рассказов, связанных с этим камнем, сообщил мне лопарь Калина Архипов (1912). Этот рассказ интересен тем, что в нем упоминается о жертвоприношении с приблизительным указанием времени, когда таковое имело место (примерно в сороковых годах прошлого столетия). 
Прадед Калины — Левонтий — отправился однажды на рыбную ловлю. Проезжая по Нюде-реке мимо камня, который теперь называется Kaaba kintsch, он сказал ему: «дай мне рыбу, я дам тебе табаку». Сказав так, он начал ловить в Нюдозере и наловил иол карбаса. Собираясь в обратный путь, он заметил двух диких важенку и теленка, переплывавших озеро. Хотя у Левонтия и не было ружья с собой, он все же погнался за дикими и после долгого и утомительного преследования ему в конце-концов удалось убить и важенку и теленка. 
Проезжая на обратном пути мимо Kaaba kintsch, он сдержал свое обещание, и в благодарность за доставленный ему богатый улов и двух диких, бросил камню коробочку из бересты, наполненную табаком. 
2. Schamsch kintsch 
На Нюде-реке, кроме Kaaba kintsch, по словам Калины Архипова, находится еще сейд — Schamsch kintsch. Раньше было в обычае, проезжая на карбасе мимо этого священного камня, поднимать весла вверх и не грести. Только миновав камень, можно было продолжать грести. Вообще, по верованию лопарей, сейды не любят шуму, каковым легко можно навлечь на себя их гнев. 
3. Pyst kieddik 
Этот сейд, по указанию Калины Архипова, находится посреди небольшой салмы, соединяющей Мончу-Губу (Montsche-lucht) с Роговым озером (Tschuerw-gardisch). Камень этот очень небольших размеров. Класть около него жертвенные рога (Tschuerw-gard) или koarve-garden) не представлялось возможным и, по-видимому, их клали на берегу Рогового озера, на что указывает название озера — Tschuerw-gardisch (окончание «isch» имеет уменьшительное значение). 
4. Kurt-warentsch 
Этот сейд находится на одноименной вараке около Воче-ламбины (Wotsch-lumbal, юго-западная часть Имандры); с ним связано следующее предание, сообщенное мне Василием Бархатовым. 
Пришла однажды бумага, в которой сказано было, что приедет землемер и другое начальство смотреть, по какой стороне Имандры прокладывать тракт. В этой же бумаге приказано было собраться лопарям двух погостов и приготовить четыре карбаса. Лопари собрались и стали ждать начальство, которое в скором времени и явилось. Землемер обратился к лопарям с вопросом, по какой стороне Имандры тракт делать?» «Не знам, не знам» — ответили ему лопари. Посоветовался землемер со своими спутниками и заявил лопарям: «ну, если вы не знаете, то нужно нам самим посмотреть. Подымемся на Чуни-тундру и на Мончу-тундру, оттуда и разглядим местность. С Мончи-тундры мы пройдем прямо к Массельгскому погосту. Ну, а до Воче-Ламбины мы завтра на карбасах поедем». Сказав так землемер, а вместе с ним и остальное начальство, начали устраиваться на ночлег. 
Когда начальство повалилось, лопари начали рассуждать между собой: «Вот беда то! Время летнее, жаркое, комаров много. Тажки у нас большие будут, как это мы по тундре пойдем? Порато нам трудно будет». Жил тогда один прославленный колдун в Бабинском погосте по имени Николай. К нему и обратились лопари за помощью с такими словами: «не можешь ли ты поднять Kurt-warentsch, чтобы сейд напугал бы начальство и оно вернулось бы обратно?» 
Подумал колдун и ответил: «Могу, только дайте мне черного барана, я его должен свести на Kurt-warentsch» Лопари обещали исполнить это требование. 
На следующий день землемер и другое начальство отправились на карбасах к Воче-Ламбине. Въезжая в узкую салму, что пониже Воче-Ламбины, с Kurt-warentsch внезапно грянула пушка, да так сильно, что все карбаса задрожали. Всполошилось начальство, а пушка еще раз грянула, да еще, еще... 
Тут закричал землемер: «дьявол поднялся, Вельгу подняли! Нужно прекратить его! Я сделаю это, только дайте мне смолы». (Видно землемер то сам умел колдовать). Смолы, однако, под рукой не оказалось и тогда начальство решило, что дальше ехать не следует и повернуло обратно. Таким образом, благодаря колдовству Николая, лопари избавились от трудного пути по тундре в комариную пору. Когда начальство уехало, лопари сейчас же отправились в Кандалакшу, купили там черного барана и отдали его Николаю. Колдун же свел барана на Kurt-warentsch и здесь живого спустил его. 
И в этом предании мы имеем указание на жертвоприношения сейду. Из предания, между прочим, усматривается, что общение с сейдами и сила пользоваться по усмотрению могуществом сейдов приписывается лопарями лишь избранным людям, — колдунам, обыкновенные же смертные бессильны использовать власть сейдов в ту или иную сторону. Следует также отметить, что это предание, в котором в полной мере проявляется культ сейдов, относится к очень недавнему времени. 
Старик Василий Бархатов, рассказывавший мне это предание, еще помнил сына упоминаемого в предании колдуна Николая. 
5. Выдозерский сейд 
(Петр Сорванов, Белая Губа, 1912). 
Этот сейд стоял раньше на небольшом острове в Белой Губе (Eneman lucht) на озере Имандра. Остров тот оттого и называется — Seitsuol (Сейд остров). Нрав этого сейда был «свирепливый», особенно недолюбливал он женщин. Проезжая мимо сейда на Seitsuol, женщины, чтобы не навлечь на себя его гнев, должны были закрывать свое лицо. 
Однажды мимо Seitsuol’a на карбасе проезжали старик со старухой. Старуха начала было покрываться, но старик остановил ее и сказал: «Оставь, старуха! Нечего бояться его!» Сильно не понравилось это сейду и, в наказание за такое непослушание, он наслал на старуху болезнь, так что та сильно занемогла. Рассердился тогда старик на сейда, пошел на остров и разбросал там все жертвенные рога (tschuerw-gard), сложенные около сейда. После этого сейд перешел на Нижнее Выдозеро, где он стоит и до сего времени. 
Выдозерский сейд, как и другие, не любит шуму. «Как придешь на Yun Wudjawr, так громко не кричи», учили еще ныне живущих лопарей их отцы. 
6. Kuiw на Seitjawr’е 
Сказание об этом сейде приведено в моей статье «Лопарские сейды». Здесь я привожу вариант этого сказания, сообщенный мне Петром Сорвановым (1912). 
Ходили татары или шиши («кто их знат») по лопской земле, грабили и убивали. Поймали они раз колдуна-лопаря. У лопаря того было 2 сына, которые и пошли с самострелами выручать отца. Подкрались они к шишам и видят начальника ихнего, а около него повар, который варит кашу, мешает ложкой и приговаривает: «вот этак бы молоть мне лопские головни. Тут сыновья стрелили повара, kuiw'а же ранили в ногу. Бросился kuiw в озеро, выплыл около тундры, которая сейчас называется Kuiwtschorr, и окаменел здесь. 
7. Seitjawr по течению р. Kunjok. (Илья Бархатов, 1912). 
По течению Kunjok’а есть небольшое озеро — Seitjawr. На том озере некогда стоял сейд. Определенного предания с ним не связано. 
8. Сейд на Kalissuol’e. (Илья Бархатов, 1912). 
На озере Permesjawr есть небольшой остров — Kalissuol (Калиновый о-в). На этом острове в старину стоял сейд, около него был tschuerw-gard. Предания с этим сейдом не связано никакого. 
9. Lem-kieddik. 
Об этом сейде сообщил мне Изосим Куимов (Пулозеро, 1915) Lem-kieddik лежит в северо-восточной части Umptek’а, у горы Namuaiv. Около Lem-kieddik еще в настоящее время лежат старые жертвенные оленьи рога. Предания, связанного с этим сейдом, Изосим Куимов, не мог сообщить никакого.

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро