Тирьмесь-юккс (радуга)

У богини Земли была дочь на выданье. Звали ее Палл Кассв. Красивая была девушка, умная, да 
 никто ей из парней на земле не нравился. Однажды взошла она на высокую гору, чтоб встретить 
 рождение первой травы, и увидела молодца. Молодец тоже заприметил красавицу и с первой минуты 
 влюбился в нее. 
   — Кто ты будешь моджесь ниййт — красивая девушка? 
   — Я — дочь своей матери Земли, зовут меня Палл Кассе — Круглолицая, а ты кто будешь? 
   — Я — сын своего отца Неба и зовут меня Альм Алльк — Небесный сын. 
    – Что ж ты на земле делаешь, сын Неба? — смело расспрашивала молодца Палл Кассв. 
   — Я пришел отыскать невесту себе и, кажется, я ее уже нашел, — сказал Альм Алльк. 
    – И кто же невеста твоя, можно узнать, — полюбопытствовала девушка. 
   — Ты и есть невеста моя, Круглолицая. Ты мне понравилась, и я выбираю в жены тебя. 
   — Ишь ты, какой скорый, сын Неба. И меня не спросил, люб ли мне? — возмутилась дочь 
Земли. 
   — А разве Небесный сын должен спрашивать? Ты мне понравилась и будешь моей женой. 
   — Нет, молодец, ты завоюй сердце девушки сначала, а потом предложение делай ей. 
   — Что хочешь от меня, дочь Земли, говори, я все сделаю для тебя, — сказал Альм Алльк. 
    — Хочу я, чтобы ты соединил небо с землей мостом красоты невиданной. Вот тогда соглашусь я 
по этому мосту к венцу небесному идти. По силе тебе мое условие, Альм Алльк? — иронически 
спросила девушка. 
    — Что ж, это интересно даже. Сын Неба завоюет любовь дочери Земли. Передай своей матери, 
чтоб готовила тебя под венец, — сказал молодец и исчез. 
    — Заволновалось сердце девушки, понравился ей юноша, но уж слишком самоуверенным он 
был, подумала Палл Кассв: «Надо спесь-то с него стряхнуть». Пришла в чум к матери и рассказала 
обо всем. 
    — Большая это честь, дочь моя, — сказала ей мать Земля, — если заключим мы союз с отцом 
Неба! 
    Прошло после встречи молодых несколько дней, и вот, как-то утром, выходит из чума девица и 
видит, поднялся в небо от самой земли мост из хрусталя, а по нему к ней Альм Алльк спускается. 
    — Что, красавица, нравится ли тебе мой мост? 
    — Мост, как мост, ничего особенного,— говорит Палл Кассв. У нас на земле на озерах Мунь — 
Мороз такие мосты перекидывает не в пример твоему. 
    — Обманываешь ты меня, дочь Земли, никому не под силу такой мост возвести, — рассердился 
Альм Алльк. 
    — Спускайся сюда, давай попросим мою матушку показать тебе это чудо великое. 
    Вышла мать Земля, повела по воде озера своей волшебной палочкой и увидел Альм Алльк 
чудеса из чудес. 
    Вэдзчалмэнг вэдзчалмне летит—снежинка к снежинке лети, узор плетет. Куэллт я чурмас — 
снег и град падают, возводя небывалой красоты сооружения. Лед воду заковывает в прекрасный 
мост, и все при этом искрится, серебрится, играет переливами разными. 
    — Что это? — спрашивает сын Неба. 
    — Это на землю Талльв — Зима пришла, — сказала мать Земля. 
    — Хорошо, ваш мост не хуже моего, только после этого все равно не откажусь от тебя, Палл 
Кассв. Я сумею сделать такой мост, какой вы на земле еще не видели, — сказал сын Неба и исчез 
вместе со своим мостом из хрусталя. 
    Проходит еще несколько дней, и вновь Круглолицая, выходя из чума, обнаруживает мост, 
только теперь он из разноцветных камней. Идет по нему Небесный сын, улыбается. 
    — Что, дочь Земли, хороший мост на этот раз я выстроил? 
    — Красивый, ничего не скажу, да только красота его холодная, таких красок в тундре видимо- 
невидимо и ото всех них теплом и жизнью веет, — ответила девушка. 
    — Значит, не нравится тебе мой мост, — рассердился сын Неба. 
 — Нравится! Такая красота не может не нравиться, да только души в ней нет, — смягчила 
разговор Круглолицая. — Иди сюда, моя мать покажет тебе красоту земли. 
    Вышла мать Земля, повела своей палочкой и стала вода картины рисовать. Вот тундра цветет, 
ягель узоры плетет и все цвета живут, дышат теплом и светом, не то что бесчувственные камни на 
мосту сына Неба. 
    — Да, это красота живая и ни с чем не сравнимая. Нет у меня на небе такой красоты, 
а значит и не с чего мне тебе этот мост выстроить, Палл Кассв, — расстроившись, признался 
Небесный сын. 
    Потеплело на сердце у дочери Земли, и сказала она ему: 
— Но ведь тебе никто не запрещал использовать дары земли. Может, ты на ней найдешь то, что 
необходимо для твоего моста. 
    — Спасибо тебе, Круглолицая, что надежду оставила мне, об этом я подумаю, — сказал 
молодец и вновь исчез, а мост в воздухе растворился, словно его и не было. 
    Ждет Палл Кассв месяц, не появляется Альм Алльк, ждет второй, опять его нет. Расстроилась 
уже девушка, подумала, что обиделся молодец и больше уж не придет к ней. 
    А Небесный сын ходит по земле, цвета собирает для своего будущего моста. 
    Руппьсесьэввьн — красный цвет у ягод тундровых — брусники, клюквы да гром-ягоды попросил. 
Руччкесь — желтый у цветов, что растут на озере и около, да еще добыл цвета морошкого. Суййн- 
эввьн — салатовый у листочков дерна шведского. А руэнн эввьн — зеленый цвет с листьев деревьев 
и травы собрал. Алехь и чуввесь алехь — синий и голубой позаимствовал у рек и озер. Ну и 
последний цвет фиолетовый подарили ему цветы вереска, 
    Наплел он кукесь пуагкнеть — пояса и окрасил каждый в определенный цвет. А пока он цвета 
собирал да пояса плел, на землю дождь пошел, землю омыл. За это время Альм Алльк работу 
закончил, встряхнул цветные пояса и перекинул их от края до края земли. Получилась у него 
Тирмесь-юккс, что означает радуга. 
    Отражается свет в каплях дождя и играет радуга цветами яркими, словно живая вся. 
    Вышла Палл Кассв из чума и увидала чудо невиданное. Перекинулся цветной живой мост через 
землю всю, от озера до озера и дошел вершиной своей до неба самого. 
    — Яннъ-ням, яннъ-ням, выйди, выйди из чума сюда, погляди какой, мост красоты не 
высказанной сын Неба сотворил. Неси мне, яннъ-ням — дорогая моя мамочка, подвенечный наряд, 
мой возлюбленный дожидается меня на вершине моста. 
    Снарядила мать Земля свою дочь и благословила на замужество. 
    Идет Палл Кассв по Тирмесь-юккс, радуется, значит, любовь пришла в сердце молодца, если для 
нее он чудо из чудес совершил. 
    Протянул руки сын Неба к девушке и сказал ей, встречая на вершине моста. 
    — Тиррв ялак, малса Палл Кассе! — Здравствуй, милая моя Круглолицая! 
    — Тиррв, тиррв, Альм Алльк. 
    — Научила ты меня, Палл Кассв, цвета земли любить, научила красоту ценить и за это шурр 
пассьпе — большое спасибо тебе. И спрашиваю я тебя, согласна ли теперь за меня замуж идти? 
    — Согласна, любимый мой Альм Алльк, потому что люблю только тебя одного. 
    Сыграли мать Земля и отец Небо свадьбу детям своим, и зажили они счастливо, а радуга, как 
вечный символ любви между Небом и Землей, стала появляться каждый раз, как дождь пройдет. 

Надежда Большакова

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро