Пеный майнасъ ( Собачья сказка )

В былые времена жил старик со старухой. Старик был человек, как есть человек, а старуха была 
полчеловека, потому что одна половина была у нее человеческая, а другая подобная зверю или, 
вернее собаке. Над старухой все смеялись заочно, а когда были вместе с ней, то боялись и уважали. 
Старик умер раньше, и вскоре после смерти его у нее родился сын на подобие ее. Сын рос не по годам, 
а по дням. И вот когда он вырос, из него сделался хороший промышленник. Он ежедневно ходил на 
промысел зверей и никогда не возвращался без ничего. Мать любила его, но он захотел наконец жениться. 
возвратясь раз с охоты, он сказал матери:"Ты стала стара, тебе тяжело; поэтому я хочу жениться. Ты 
найди мне невесту". 
Старуха по любви к сыну согласилась на его просьбу и сказала:"Недалеко от нас живет старик со старухою. 
У него есть три дочери, и завтра я пойду сватать тебя за старшую. Они живут бедно и поэтому, полагаю, 
отдадут". 
На другой день сын ушел в лес, а мать пошла искать ему невесту. 
Старик с семейством, увидя старуху, удивился ее приходу, потому что она никогда у них не бывала. 
Старуха с ними поздоровалась и, ее, как гостью, просили сесть. 
Старуха поблагодарила их и прибавила:"Ничего, я постою. У меня, дедушка есть до тебя просьба: не 
хочешь ли с нами породниться? Меня послал сын и просил, чтобы твоя старшая дочь согласилась быть его 
женою. У нас мяса довольно, ей будет хорошо." 
Старик поговорил с дочерью, и та согласиласьидти сейчас же со старухой. Она прибавила еще:"Нас три 
сестры, и ждать мне долго не следует". Простилась она после этого с родителями и сестрами и пошла, 
как с настоящей свекровью, к своему мужу. 
Пришли они в вежу,- старуха и говорит невестке" мужа твоего еще нет дома, он скоро придет. Ты пока 
ложись (указала ей в одной стороне место)- спи и не смотри, как я буду варить ужин. не исполнишь 
этого, худо тебе будет". 
Невестка, повидимому, послушалась. Сейчас она легла спать, а сама изредка тихонько и смотрит, что 
будет варить свекровь и как? 
Она увидела, что свекровь стала варить мясо в кожаном мешке. Мешок, повешенный над огнем, вскоре, 
однако, потек. Старуха рассердилась и вскричала:"Говорила, не смотри, ты не послушалась, будь же 
теперь камнем". Не успела она этого сказать, как молодая окаменела, а в вежу зашел сын и спрашивает: 
"где моя жена?" 
- "Смотри вот там". И указала на окаменевшую. 
- Ну, это ничего, только завтра ты должна найти мне жену. Начали снова варить и, когда готов был ужин, 
поужинали молча. 
На следующий день сын пошел в лес, сказав матери:"Не забудь привести жену". 
Мать после него опять пошла к старику и сказала ему:"дочери твоей на первых порах скучно, потому что 
муж ходит в лес. Дозволь идти в гости к ней другой сестре." 
Старик согласился, и другая дочь пошла со старухою. 
Пришли в вежу. Старуха сказала ей, что она будет не гостья, а жена ее сыну. Указала ей и на окаменевшую 
сестру, прибавив:"Не послушаешься меня, тоже будет и с тобой". 
Невестка легла спать и уснула. К несчастью своему, она скоро проснулась и увидела, что свекровь варит 
в мешке. 
Старуха опять рассердилась и вскричала то же, что и первой, и вторая сестра окаменела. 
Пришел из леса сын, спросил жену и мать указала на другую каменную человеческую фигуру. Сын посмотрел, 
посмотрел и сказал:"Завтра должна быть у меня жена непременно, а нет - прощайся и со мной". 
Мать ответила:"Эти были непослушны и потому в жены тебе не годились. Завтра я приведу меньшую сестру: 
из нее быть может и выйдет тебе жена". 
Молча они сварили, молча и поужинали. На третий день сын пошел в лес сердитый. 
Мать после него сейчас пошла к старику и стала просить его, чтобы он отпустил и меньшую сестру в гости. 
Старик, не зная ничего, и последней дочери дозволил идти. Пришла она со старухой в вежу и увидела, что 
сестры ее окаменели. Она испугалась сперва, но старуха сказала:"Не бойся. Они не слушались меня и сами 
себя к этому приговорили. Будь послушна мне, исполни что скажу, и тогда ты будешь не гостья, но жена 
моего сына". 
Старуха стала приготовляться варить ужин, а невестка легла спать и уснула крепко. Она не видела ничего. 
Старуха, наконец, услышав лай как бы собаки, разбудила невестку и послала ее встречать своего мужа, а 
ее сына. Вскоре оба они вошли в вежу, поужинали и стали жить, как муж с женой, любя друг друга. 
Вскоре у них родился сын, очень похожий на отца. Оба они были рады, и муж сказал жене: Смотри, чтобы 
от сына нашего оленья постель под ним никогда не была мокра от его мочи. Сын рос, как и отец, скоро. 
Мать слово мужа помнила, и все шло хорошо. Раз, однако, сын помочился на постель, и ее положили сохнуть. 
Пришел муж и увидел это. Он спросил: Кто это сделал? Мать ответила: сын. Услыша это, он сказал: Моего 
слова не исполнили, и поэтому я теперь от вас уйду. Вы живите как хотите. Сын стал также проситься идти 
с отцом. Он согласился взять его. И их никак не могли отговорить ни мать, ни жена. Женщины остались дома 
и от них после родились дикие олени. Мать при прощании с сыном, который разлучил ее с мужем, сказала ему: 
черных зверей бойтесь, а белых вам нечего бояться. Не бойся также и гангасов (подобие сила для диких оленей), 
делаются они для пользы людей и тебе не повредят. Отец с сыном ушли и более об них не было никакого слуху. 

Записана со слов Ефима Летова, Максима Федотова и Василия Летова. 
К.Щеколдин

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро