Блаженный Феодорит Кольский - просвятитель лопарей. Инок Соловецкой обители.



Блаженный Феодорит Кольский (1489 или 1490-1570) был одним из первых христианских миссионеров и просвятителей диких племен на Крайнем севере, на Кольском полуострове. Феодорит Кольский занимался там крещением саамов, и кроме того, Феодорит Кольский перевел на саамский язык некоторые церковно-славянские тексты. Он не просто был просвятителем и миссионером, он - создатель первых текстов на литературном саамском языке.
     Великий подвижник Кольского севера преподобный Феодорит Кольский родился в ростове великом в 1481году. С самого малодетства Феодорит обучался книжному слову и языкам в монастыре при ростовском кремле. Двенадцатилетним отроком он прибыл на Соловекий остров, где был принят в монастырь послушником. Через год, приняв монашеский постриг, он в течение 18 лет находился в монастырском Шуереченском скиту на послушении у иеромонаха Зосимы, старца "Святого, премудрого и многолетнего".
    "Навыкнув всякой премудрости духовной" и укрепившись духом, Феодорит уходит на двенадцать лет в "лопарские пустыни" в районе Колы и Кандалакши. Здесь он встречает пустынника Митрофана, который в последствие станет преподобным Трифоном Печенгским.Вместе со старцем Митрофаном пребывают они около пяти лет в подвигах поста и молитвы, готовясь к евангельской проповеди среди местных лопарских народов. Затем Митрофан (Трифон) удалаяется для проповеди Евангелия в район реки Печенги, где в последствие возникнет знаменитый монастырь. Феодорит, тем временем, проповедует на берегах реки Нивы, где в 1526 году он крестит местных лопарей и строит первую церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1532 году Феодорит просвещает верой христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы, после чего строит здесь церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая чудотворца.
       К лету 1533 года Феодорит возвращается "во вселенную", в Великий Новгород к святителю Макарию Новгородскому. Здесь Владыка рукополагает Феодорита во иеромонахи и избирает его в свои духовники. Несколько лет Феодорит подвизается в "заволжских пустынях" Кирилло-Белозерского монастыря, где занимается созданием лопарской письменности и переводами Священных текстов на лопарский язык.
      Около 1540 года Феодорит снова возвращается на Кольский Север. В устье реки Колы он созидает монастырь во имя Святой Троицы. В течение нескольких лет Феодорит просвещает лопарский народж, обучает лопарей грамоте. Монастырь этот становится центром христианской проповеди в Лапландии. Около 1542 года Феодоритом было явлено чудо одновременного крещения двух тысяч лопарей с женами и детьми.
      В голодном 1548-м году в Свято-Троицком Кольском монастыре начались нестроения. Братия, не желавшая строгостей монастырского устава, на которых настаивал Феодорит, впадает в грех и изгоняет старца из обители. Феодорит "неволей" изгнанный из района Колы, созидает новый монастырь в Кандалакше, и возглавляет его с 1548 по 1550год. Этот монастырь в истории известен под именем "Кандалакшский, или Кокуев мужской монастырь". Повелением царя Иоанна Грозного игумен Феодорит возводится в сан архимандрита и поставляется наместником в крупный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
      В 1556 году иоанн Грозный избирает Феодорита, как знатока греческого языка и "премудрого богослова", в качестве посланника ко Вселенскому Патриарху с задачей обосновать наследование титула "царя Московского" от римских кесарей, и получить благословение на коронацию. Ответственнейшее дипломатическое поручение Феодорит выполняет блестяще. Таким образом, получает официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи: "Москва - Третий Рим".
      Последние четырнадцать лет своей жизни преподобный феодорит вновь проводит в "лопарских пустынях", духовно окормляя крещеный им народ лопарский, и братию северных монастырей - Кандалакшского Рождества-Богородичного и Печенгского свято-Троицкого.

      Преподобный Феодорит, Кольский просветитель, сподобился завершить свой долгий и славный земной путь на месте своего пострига, в соловецком монастыре. Девяностолетний старец бал погребен близ южной стены Преображенского собора, о чем гласила надпись на белой могильной плите: "Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставился раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священник Феодорит, Соловецкий постриженник".

      За подвижническую жизнь и просветительские труды Русская Православная Церковь дала ему титло Блаженного. 30 августа 1996 г. в Коле был установлен памятный Крест от Правительства Мурманской области. 

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро