Коладак соббарь

Система местного самоуправления коренных народов в пореформенной России XIX в., представленная на Кольском Севере в виде Кольско‑Лопарской волости (1868–1920). Как ни одно государство в мире, Россия того времени предоставила условия и правовое поле для реального самоуправления лопарям в местах их традиционного проживания с закреплением права пользования этими территориями, чего нет в современных демократиях Северной Европы. По мнению исследователей (например, Юхан Калстад) можно говорить о саамском парламенте в Российской империи в XIX в. 
Саамские обычаи и правовые нормы стали определяющими в Кольско‑Лопарской волости, в которую вошли Екостровская волость (погосты Екостровский, Бабинский, Масельгский, Нотозерский, Сонгельский), Печенгская (погосты Печенгский, Пазрецкий, Мотовский) и Воронинская волости (погосты Воронинский, Ловозерский, Семиостровский, Кильдинский). Всего — 12 погостов. Понойская волость, где не было абсолютного преобладания лопарей, не вошла в состав Кольско‑Лопарской волости. В помощь русской администрации и суда имелись книги о правовых представлениях и обычаях русских лопарей — А. Я. Ефименко «Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии» (1869) и «Народные юридические обычаи у лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии» (1883).
Собрание представителей (Коладак соббарь) проходило ежегодно 25 января в Коле (затем в Александровске). Собор распределял территории между погостами, находил компромиссные решения ко взаимной пользе. В течение года о благополучии народа должны были заботиться: Администрация собрания (старшина, он же председатель; заседатель, его помощник; писарь — все трое русские, назначенные собранием и получавшие жалование), выборные старосты сельских обществ (Печенгское, Екостровское, Воронинское), выборные представители погостов (1–2 человека), царский чиновник по крестьянским делам. Погосты управлялись правлениями: главы семейств выбирали на один год старосту (сийт шурр), которому вручали посох начальника. Правление следило за тем, чтобы каждая семья имела родовые угодья с достаточной площадью, утверждало рисунки клейм для оленей, делило имущество, разрешало конфликты и т. п.

http://lexicon.dobrohot.org/index.php

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Гирвас - озеро

Саам - богатырь