Змеи — куввт

  Помимо культа оленя у саамов существовали и поверья, связанные со змеями. Вы вправе спросить: почему со змеями? Какая может быть связь между змеями и вечной мерзлотой? Начнем с того, что когда-то давным-давно на Севере было не так уж и холодно (это доказали ученые), а потому водились и змеи. Немирович-Данченко писал, что саамы уверяли его, буд­ то в «...туломском чернолесье водятся змеи полтора и три аршина, черные и пест­рые. Черные с желтыми кольцами, ядовитые, они будто нападают на чело­века. По местному поверью, если такой змей дохнет на человека — тот весь вспухнет и умрет, если ужалит, то почернеет и тоже неизбежно умрет. Если у него есть детеныши, то бросается на каждого зверя, проходящего мимо. Змеи эти могут переплывать плесы и реки даже в порогах. Лопари, убивая, подвешивают его к дереву... Водится эта змея южнее Нуот-озера. Близ Сонгельчан ее много; кишмя кишит чернолесье...»

  Есть и другое объяснение. Раньше саамские становища и погосты зани­мали площадь не только Кольского полуострова, но распространялись вплоть до Новгородчины, а уж там-то змей и ящерок водится довольно много. О том, что верования, связанные со змеями, у саамов существовали, рассказывают и саамские бубны нуэйтов — колдунов, да и на чальмны-варрских петроглифах ученые обнаружили извивающиеся линии и предпо­ложили, что это ничто иное, как изображение змей.
  Английский этнограф Э. Тайлор пишет, что змеи в религиях мира зани­мают виднейшее место, как символ высоких божеств.
  У саамов существовал неподдельный страх перед змеями. Убивший змею саам защемлял ее в сучке, вешал на дерево и оставлял так. В Нотозерском и Сонгельском погостах на месте убийства змеи разводили огонь и сжигали ее. Огромный страх у саамов вызывали «пестрые» змейки, которые жили вблизи жилищ. Против них саамы стали разводить кошек. Задавленную кошкой змею тут же бросали в огонь и сжигали.
  В. Славянский приводит в пример разговор со своим проводником:
  — Поди, летом здесь хорошо?
  — Летом здесь рай. Одно — зверя дикого хоша и нет, зато змея этого много. Есть ничего, невредныя, а есть и такая, что только дух на тебя пус­тят — ну и конец тебе (Змеи водятся, начиная от Зашейка на юг до самой Колежмы. Некоторые из них ядовитые. — В. С.). Как солнце пригреет, так они все здесь на припеке и спят. Желтые всех хуже. Черные — те ничего. Их лопари только боятся.
  У нуэйтов существовало особое отношение к змеям. Они их использо­вали в своей магии. Сохранились поверья, что, если дать лошади кожу змеи после линьки, она будет в теле. Чтобы больному поправиться, необходимо было в горло ему через горло змеи влить воды. К больным местам прикла­дывали змеиный зуб, и боль исчезала. А если пожевать змеиной травы, ко­торую та держит во рту, когда плывет по реке, зубы укрепишь.

Н. П. Большакова "Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем"

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро