Водяные божества

  Русскую и Скандинавскую Лапландии омывают моря: Балтийское, Ба­ренцево, Норвежское, Белое. На этой земле находится двадцать одна тыся­ча рек, речек и ручьев. Если их вытянуть в одну линию, можно полтора раза обернуть ими земной шар.
  Эта глава посвящена поклонению саамов воде и водяным божествам. В древности (отчасти это сохранилось и сейчас) саамы с особым благогове­нием относились к воде. Они почитали воду стихией, из которой образо­вался как саамский мир, так и земля в целом. Считалось, что в воде живут свои духи — особые существа, очень похожие на русалок и водяных из рус­ ских сказок. Люди поклонялись им, очищались водой, приносили жертвы, кормили воду.
  Михаил Пришвин, описывая свое путешествие по Имандре, отмечает, что не видел нигде такой прозрачной воды, как на Кольском полуострове, «совсем легкой и невесомой».

  Как-то плыл он в лодке с саамами, которые заодно на удочку ловили рыбу. Наконец, в руках рыбака затрепетала серебром рыбина, но саам ей не обра­довался, изменился в лице, нахмурил­ся, испугался. Затем оторвал пуговицу, привязал ее к сигу и отпустил рыбу в озеро, что-то прошептав. Пришвин спросил, что это за рыба, и услышал в ответ: «Это сиг... Сиг не может на крю­чок пойматься, сигов сетью ловят. Отец мой тоже поймал так сига и потонул...». Писатель понял, что таким образом саам откупился от водяно­го, принеся ему в жертву пуговицу.
  Проводник-помор рассказал М. Пришвину об одном озере в горах, пе­ред которым саамы питают суеверный страх. Озеро это со всех сторон за­щищено горами и потому почти всегда спокойное. «Высоко над горой есть пещера, и там живут злые духи. В этом озере множество рыбы, но редко кто осмеливается ловить там. Нельзя, при малейшем стуке весла злые духи вы­летают из пещеры».
  Существует у саамов и легенда о «волшебном ручье, спрятанном далеко в горах», записанная В. В. Чарнолуским.
  Старики говаривали: «Пока бежит вода, пока журчит этот ручей, народ саами будет жить и будет он в силе. А когда угаснет родничок, кончится лыпскае-гыэдий — лопское житье-бытье».
  В реках и озерах Лапландии, по саамским поверьям, живет красавица Чадзьенньт (у колтасаамов — Сациен), лицом белая, чистая, с длинными черными волосами. Является людям нагой белокожей женщиной. Люби­мое ее занятие расчесывать длинные волосы. Если кто ее испугает, скрыва­ется в воде, оставляя на берегу на камне гребень и прядь своих волос. Име­ет она силу такую, что может разломить скалу. У нее множество детей, которые населяют реки и озера. Чадзьенньт не доброжелательное боже­ство, скорее, наоборот, жестокое, поэтому купание в озерах и реках — опас­ное занятие, особенно для мужчин. С женщинами Чадзьенньт предпочитает не связываться. Забирает она людей в пучину своих вод чаще по ночам.
  Хранителем рыб и других водных существ, Богом воды являлся Чазь-олма.
  Соайво тоже водяное божество, запрещающее в своих водах лов рыбы. Потому всяк, кто пытает счастье в рыбной ловле, старается обмануть Соайво тихою греблей.
  Есть у рыбаков-саамов и свой бог, покровитель Киозе-олма, или Киоз. Он «заставляет рыбу идти в невод, а иногда, рассердившись, не пускает ее туда».
  Чадзь-еллей — водяник, хозяин воды, в одних сказках — с двумя голо­вами, в других — с тремя. По одним версиям — тучное существо, оплывшее жиром, полуженщина, полумужчина с рыбьим хвостом, по другим — старый-престарый старик с белой до самой земли бородой, ходивший по го­рам, где протекали ручьи, от его ходьбы в них образовывались глубокие трещины; по третьим — существо с тремя головами, боящееся лешего и кипящего молока, в котором могло свариться, хотя обычный кипяток ему не был страшен.
  В саамской сказке говорится, что в далекие времена у саамов был обы­чай морскому водянику ежегодно приносить дань. Обряд этот назывался минвунн. «Мужчины бросали жребий, и кому выпадала очередь, того от­ возили на лодке и бросали в море».
  В. Славянский записал разговор с саамом о водянике: «Нечисти у нас много. Теперь, ежели около реки шуметь, водяные черти беспременно лод­ку потопят. Не любят они, если громко разговаривают или смеются.
  — А какая у вас нечисть в воде?
  — Разная. Длинноволосые, есть такие водяники в озерах, в реках, в ому­тах. Не любят, чтобы в них ставили сети или шумели около. А еще пуще, кто камни вечером или ночью в воду бросает, того сейчас на дно утащат... А то еще, чертиха есть, вся мохнатая. Та на камень выходит.
  — На какой камень?
  — А посередь озера есть, каменья стоят. Ну, выйдет чертиха, сядет на камень и давай чесать волосы золотым гребнем. Наши-то как по заводью поздно идут или в плес попадут — не пикнут, тихо, чтоб...»
  Разные легенды существуют об озерах. В одной из них, об озере Каложном говорится, что однажды старик с невесткой ловили рыбу, но ничего не поймали. И тогда сказал старик: «Я выпью всю воду из озера, а ты набери рыбы, которая покрупнее». Сказал — и выпил, а невестка пошла рыбу выби­рать, которая покрупнее. Набрала полный карбас, старик и говорит: «До­вольно, не могу больше воду держать». Но невестка не послушала, пошла еще одну рыбку взять. Старик не смог удержаться, выпустил воду, и невес­тка утонула.

Н. П. Большакова "Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем"

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро