Сказ о Найнасе

  В саамских легендах сполохи северного сияния (Найнас и Куэфсхэс) выступают как души умерших людей, собирающиеся на небе. Где-то за не­ известной рекой есть изба, в которой они собираются и затевают страш­ную резню. По саамским поверьям, нельзя во время северного сияния шу­меть и свистеть, иначе оно опустится ниже. Саамским женщинам ходить с непокрытой головой воспрещается — Найнас высматривает себе невесту, чтобы забрать ее на небо. Если же северное сияние застало саама на дороге, надо остановиться и переждать. Цвет полярного сияния имеет свою симво­лику: красный обозначал драку умерших душ между собой, голубой и си­ний — тишину и покой, при зеленом — души тех, кто умер не своей смер­тью, выходили гулять по небу. Вождем сполохов северного сияния был Найнас, самый светлый из всех — Найнас-воитель. Он живет в избушке, вокруг которой земля сильно вытоптана. В самой избе — озера крови.

  Облик молодца Найнас принимал только ночью, он хоть бледен был, но очень хорош собой, а с зарей исчезал. Взяв в жены Акка-нйййт и отослав ее на землю к матери, сам в человеческом облике являлся к ней по ночам. Однажды, чтобы удержать мужа подольше, Акка-нйййт вышила звездный пояс и легла спать, а наутро, когда Солнце вышло, мать Найнаса крикнула жене его, что ее шкуры на солнце горят. Высунулась Акка-нйййт, тут-то ее Солнце и похитило. Найнас выбежал из куваксы, чтобы помочь своей жене, и растаял под солнечными лучами. Акка-нйййт родила от Солнца дочь, ко­торую небесные родители отпустили на землю, где девушка вышла замуж за оленевода и научила саамских женщин мастерству рукоделия.
  В. В. Чарнолуский записал старинное саамское предание «Найнас», о сполохах северного сияния, в котором говорится: «Целый день Аккинийди слышала поступь шагов. Через день пришли. Открылись двери дома, и зыб­ким строем вошли один другого краше, богатырь к богатырю на подбор, а впереди всех добрый молодец-краса, их предводитель. Они тут есть, и их тут нет, тенями вошли».
  «...Пришли Сполохи и стали забавляться своей кровавою забавой. Иг­рали, играли, бились, сражались, умелый бой вели. И там, где становился в ряды Найнас-вождь, там битва крепчала, проступали лики мертвенных бойцов, а из невидимых ран сочилась алая кровь. Наконец утехи переходи­ли в тяжелый труд боевой страды. Труд этот кровавым потом исходил и лился кровью с лиц воителей праведных. Сочилась кровь из невидимых ран и заливала дом. А на небе полыхали кровавые сполохи».

Н. П. Большакова "Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем"

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Гирвас - озеро

Саам - богатырь